-
Назначение, функции, требования
-
Разновидности
-
Автоматическая арматура для радиаторов
-
Механическая арматура для радиаторов
-
Запорная арматура – шаровые краны
-
Вентили для терморегуляции
-
Краны для удаления воздуха
-
Узлы нижнего подключения радиаторов
-
Влияние на выбор системы отопления: городская или индивидуальная
Назначение, функции, требования.
Автоматическая арматура для радиаторов.
Механическая арматура для радиаторов.
Запорная арматура – шаровые краны..
Узлы нижнего подключения радиаторов.
Влияние на выбор системы отопления: городская или индивидуальная.
Назначение, функции, требования
Радиаторная арматура служит непосредственно для достижения более высокого качества отопления и энергосбережения.
Благодаря автоматическому терморегулированию экономится до 20% тепловой энергии, что снижает затраты на оплату тепла. Улучшается качество воздуха в помещении, поддерживается комфортная температура.
Разновидности
Краны для подключения радиаторов классифицируются на три вида:
- терморегуляторы;
- термоголовка.
2. Механические, такие как шаровые или вентильные:
- клапан вентильный регулировочный типа SVRS;
- клапан вентильный регулировочный типа SVR;
- вентиль запорно-балансировочный типа SVL.
3. Узлы нижнего подключения для радиатора:
- Н-образные, для двухтрубной системы;
- Н-образные с регулируемым байпасом универсальные;
- одинарные узлы.
Автоматическая арматура для радиаторов
Радиаторные терморегуляторы служат в качестве регулирующего устройства. Основа прибора – термоголовка (термостатический элемент) и терморегулирующий клапан. Термоголовка состоит из температурного датчика, контроллера, привода исполнительного механизма.
Термоголовка устанавливается на терморегулирующий клапан и настраивается на нужную температуру. Элемент состоит из заполненного термочувствительной жидкостью сильфона, который воспринимает понижение температуры в комнате. За счет расширения элемента при увеличении температуры перемещается шток и нажимной цилиндр, они давят на золотник терморегулятора и уменьшают поток. В обратном порядке происходит повышение температуры.
Механическая арматура для радиаторов
К механической арматуре относятся все краны, клапаны и узлы, которыми управляют вручную.
Запорная арматура – шаровые краны
Шаровый кран в системе отопления служит только для перекрытия потока при замене радиатора.
Вентили для терморегуляции
Ручной терморегулирующий вентиль типа SVRS. Этот элемент арматуры – альтернатива автоматическому терморегулятору. Используется, когда не хочется усложнять жизнь в квартире применением автоматики, которая требует дополнительного ухода. Пригоден для двухтрубных и однотрубных систем отопления. Особенность – наличие неподъемного шпинделя. Это означает, что регулировка производится внутри рукоятки. Надежность обеспечена движением золотника по типу «металл в металл». Шток герметизирован тремя кольцевыми уплотнениями.
Ручной вентильный терморегулирующий клапан SVR. Рукоятка вращается вместе со штоком, который поднимается или опускается, закрывая клапан, представляющий собой золотник, тип которого называется «металл в металле» с отсутствием каких-либо прокладок. Герметичность штока обеспечена кольцевым уплотнением. Вентиль отключает радиатор от системы полностью.
Балансирующие вентили
Запорно-балансировочный клапан для радиаторов типа SVL. Вентилем можно как перекрыть поступление теплоносителя в радиатор, так и использовать его для регулировки. Он нужен в случае, если в батарею врезан обычный ручной вентиль без балансирующих устройств. Работает по принципу уплотнения золотника «металл в металл», но дополнительно применяется уплотнительная прокладка.
Краны для удаления воздуха
Это кран Маевского или автоматический элемент в конструкции радиатора. Краны на батарее для стравливания воздуха устанавливаются на заводе. Отдельно они продаются только для замены неисправного элемента или в случае создания индивидуального отопления самостоятельно.
Узлы нижнего подключения радиаторов
Эти элементы арматуры нужны, когда радиатор подключается правым нижним способом. Бывают Н-исполнения и одинарные. В конструкции устройств имеется встроенный внутрь шаровый запорный кран. С его торца выполнен специальный шлиц под короткую отвертку, монету или любой другой плоский предмет.
Для отключения радиатора от сети без его опорожнения предусмотрен Н-образный узел с шаровыми кранами. Ниже их расположена регулируемая перемычка, которая называется байпас, необходимая для однотрубной системы отопления.
Критерии выбора
Условие выбора зависят от типа отопительной системы, от конструктивных особенностей детали, материала и ее функциональности.
Влияние на выбор системы отопления: городская или индивидуальная
Централизованное или городское отопление требует соблюдения двух важных условий: надежности и ремонтопригодности.
Поэтому для радиаторов не рекомендуется применять краны в пластиковом корпусе.
Обращаем внимание на материал. Лучший вариант для центрального отопления – металлические краны из стойких к химическому воздействию сплавов: латуни или бронзы. Если это будет силумин, то кран быстро выйдет из строя.
Для справки: силумин намного легче, чем латунь.
Арматура должна быть обслуживаемой, то есть разборной, с трехчетвертной стандартной резьбой для соединения, так как вентильный кран с сальником может потребовать частой профилактики.
Для справки. Лучше всего выбирать кран без сальника с конусной проточкой, у него стандартные резьбы и можно поставить взаимозаменяемую конусную «американку».
На автономном отоплении допускается использовать любую арматуру. Это связано с тем, что в систему закачан теплоноситель с более щадящей средой. Давление 1,5 атм., что намного ниже, чем в городской отопительной системе.
Выбираем шаровый кран. В этом случае запорный элемент – шар также должен быть латунным. Проверить это легко магнитом. Для проверки штока можно попросить продавца открутить гайку на штоке и проверить его магнитом. Стальной материал не гарантирует долговечность, так как подвержен коррозии.
Обращаем внимание на наличие самоподтягивающей прокладку гайки. Если гайки нет, ревизию крану сделать невозможно.
Терморегулирующие клапаны типа SVRS и SVR выбираются для двухтрубной системы, руководствуясь диаметром патрубка радиатора, обычно – 15 мм. Для однотрубной системы выбирают клапан диаметром 20 мм. обязательно должен быть байпас диаметром 15 мм, который устанавливается между подающей и обратной подводками радиатора.
Балансирующий вентиль типа SVL работает только в двухтрубной системе.
Н-образный узел угловой или прямой для нижнего подключения зависит от места расположения.
Правила монтажа
Одно из важных правил монтажа радиаторной арматуры: работать можно только рожковым ключом, применять газовый ключ категорически запрещено.
Важно. При выборе запорной арматуры обращаем внимание:
- на наличие стандартной резьбы: краны должны быть взаимозаменяемые;
- кран должен разбираться для ремонта;
- проток должен быть одинаковым с протоком в трубопроводе.
Термоголовка – монтаж производится в месте, где потоку окружающего воздуха ничего не мешает: ни защитные экраны, ни плотные шторы. Настройка терморегулятора подробно описана в инструкциях.
Клапаны SVR и SVRS устанавливают на входе в радиатор. При этом смотрят, чтобы стрелка на его корпусе совпадала с направлением движения теплоносителя.
Балансировочный клапан SVL устанавливается в отверстие пробки радиатора со стороны выхода теплоносителя для отключения радиатора со стороны «обратки».
Настройка нижних Н-образных узлов заводская – полностью открыта.